Агрессия: откуда она берется и как ее избежать

Человек – самое агрессивное и сексуальное существо на земле. Однако агрессия в человеке не возникает вдруг и не берётся неоткуда. Она формируется в совершенно определенных условиях жизни.

По определению агрессия – это «тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, принудить к каким – либо действиям, унизить его и пр. Агрессия может выражаться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное (например, отказ от помощи), так и позитивное, символическое (например, ирония), при действенном осуществлении может выполнять функцию агрессии. Психоанализ придает агрессивности все большее значение, показывая, как рано она включается в развитие субъекта».

С первых дней жизни моменты любви или ненависти при взаимодействии с матерью остаются в эмоциональной памяти ребёнка. И именно они определяют, что именно сформируется в ребёнке, как базовое чувство: доверие к миру, а значит любовь, или – недоверие, а значит – злость, страх, или сомнение…

Лишение ребёнка материнской любви губительно для него. Именно лишение любви ребёнка лежит в основе формирования агрессии в его личности.

Впоследствии его психика будет искать выход этой накопленной агрессии и найдёт его: в противостоянии родителям или учителям, агрессивном поведении, побегах из дома, в употреблении наркотиков, алкоголя, азартных играх и опасных для жизни увлечениях.

Ощущение «какой я?» – любимый или нет – складывается раньше, чем «кто я?». И самыми важными являются отношения мамы и ребенка. Именно они становится первым зеркалом для Я. Материнская любовь и забота в младенчестве – фундаментальная основа развития здорового чувства Я и доверительного отношения к другим людям. Не менее важна роль отца. Когда этого семейного треугольника нет, то баланс нарушен и у ребенка возникает фрустрация, ощущение нехватки чего-то важного и желание избавиться от этого чувства. Какими же способами ребёнок справляется со своими агрессивными чувствами?

Для этого существует три варианта.

  1. Уничтожить объект. Этот вариант для ребенка труднодоступен, так как ребенок мал и не имеет достаточной физической силы. И тогда «уничтожаются» игрушки, вещи, значимые предметы или отношения.
  2. Слиться с объектом, то есть это «идентификация с агрессором»: стать таким же жестоким, бессердечным, уничтожающим. И тогда сам страдающий выбирает – быть атакующим или атакуемым. Он выбирает первое, чтобы выжить, а не потому, что это ему нравится. Происходит этакая мимикрия: «Если я такой же, то мне не так страшно».
  3. Удалиться от объекта на недосягаемое расстояние. Изоляция физическая или психологическая. Третий вариант мы видим, когда дети бегут из дома или в виртуальную реальность. И здесь встречаем ПК. Общение с компьютером безопасно. А это ощущение – базовое, и его хронически не хватает! Поэтому увлечение компьютерными играми приняло такой размах. Общение с компьютером – уход от травмирующей действительности. Компьютер не ударит, не упрекнет, не накажет за ошибку и не будет насмешлив и высокомерен, если что-то неправильно сделаешь. Он не скажет: «Отстань! Мне некогда!» Он всегда рад встрече и готов к общению. С ним ребенок не чувствует себя ненужным, отвергнутым, лишней помехой. Играя, ребенок чувствует себя героем, суперменом. Он добирает те чувства, которых ему не хватает в жизни: чувства своей значимости, незаменимости и важности.

Здесь можно вспомнить и отметить огромный интерес к книгам Ролинг и их герою Гарри Поттеру. Эти книги читают, ее герой востребован, т.к. дети в нем узнают себя. Гарри – сирота. Родственники, с которыми он живет, «ненавидят и презирают» то, что любит он, а ему «рады… как жуку-древоточцу», «валили на него всю вину за все неполадки в доме. …Гарри никогда не испытывал к ним доверия и не рассказывал о своей жизни в волшебном мире. …На самом деле ему хотелось (в чем он стеснялся признаться даже самому себе) иметь хоть кого-то наподобие родителей. Взрослого волшебника, у которого можно было бы спросить совета, не боясь при этом выглядеть идиотом, кого-то, кто поддержал бы его…»

Знакомая ситуация, верно? Кстати, взрослые тоже с удовольствием читают эти книги. Идентифицируясь с героем, читатели переживают те чувства, которых им так порой не хватает в жизни.

Так что же у человека происходит с переживаемым сильным чувством – аффектом гнева или обиды?

Для него далее существуют четыре основных пути развития и преображения. Аффект переходит:

  • в тело и наружу – проявляется криком, физическим действием;
  • психику и наружу – проявляется чувствами, слезами или смехом;
  • психику и внутрь: неврозы, тенденция к подавлению партнера, желание завоевать и бросить;
  • тело и внутрь: при длительно существующем и неразрешимом конфликте. При этом возникают психосоматические заболевания: язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма и многие другие.

Варианты 3 и 4 ведут к врачам и психологам. Или – к желанию властвовать, унижать и издеваться.

Национализм, ксенофобия, фашизм – это проявление вытесненных в бессознательную часть психики мучительных воспоминаний о презрительном отношении к себе – ребёнку. Позднее оно приводит к точно такому же отношению к людям.

Именно скрытое насилие над ребёнком в детстве оборачивается созданием молодёжных банд и радикальных группировок. И мы знаем, к чему привел ранний детский опыт Адольфа Гитлера – человека, полностью лишенного опыта принятия со стороны значимых людей и в первую очередь – отца и матери.

Поэтому очень важны знания: если мы знаем об условиях формирования агрессивной личности, мы постараемся сделать всё, чтобы вырастить неагрессивного и психически здорового ребёнка. А для этого его надо просто уважать и любить .И почаще говорить ему о своей любви.

Белова Н.В. – психотерапевт Петербург.

Читать также: Филнес – контроль эмоций и устранение психологических проблем, Групповая терапия.