Сценарий жизни как руководство

Все мы, начиная с внутриутробного периода, пишем сценарий своей будущей жизни. К 4-5 летнему возрасту сценарий нашей жизни уже в основном написан. Что же такое сценарий?

Это наши неосознанные решения о себе, о мире, о других людях. О том, как именно мы будем проживать нашу жизнь, каким образом и какими способами будем справляться с трудностями, какие стратегии будем использовать для выживания в стрессовой ситуации.

Это стратегия получения внимания от тех, кто сильнее нас, усвоенная нами в детстве и автоматически срабатывающая во взрослом возрасте.

Детские решения с недетскими последствиями

1. Юлии немного за 30. Замужем, есть ребенок. Высшее образование, две специальности и знание иностранных языков. Ребенок скоро пойдет в школу, дома обязанностей не много, так как есть помощница для уборки и глажки белья.

Но Юлия совсем не торопиться с поисками работы, хотя деньги ей нужны, а тратить их она любит. Она продолжает ждать, что кто-то – мама или муж – денег дадут и всё купят.

Юлия выросла единственным ребенком, мама для неё всегда старалась, как могла. А когда уже Юлия жила отдельно, тоже спешила отправить ей денег по первой просьбе, так как считала, что молодой семье надо помочь.

Юлия усвоила, что мама бросается на её защиту и помощь, помня ситуацию в автобусе в 4 года, когда мама очень активно защитила её от падающего на неё мужчины.

Сама же Юля в основном пассивна, ожидая, что кто-то, более старший, решит проблему. Она не желает брать на себя ответственность, действовать активно и инициативно.

Повторяющееся излишнее удовлетворение потребностей Юлии её мамой вызвали «застревание» в детском возрасте, страхи отделения от мамы и взросления.

2. Девочка О. из семьи военнослужащего. Когда она родилась, отца на следующий день отправили в командировку на несколько месяцев. И он уехал, так и не увидев свою дочь.
По возвращению – служба, частое отсутствие дома. Зато когда бывал – возвращался пьяным и устраивал ночные скандалы, так как алкоголь действовал возбуждающе.
Девочка вечерами спрашивала маму: «Мама, а папа трезвый вернется?»
О. росла с неврозом, вечерами плохо засыпала, часто потели ладони и стопы.

Родители развелись в её 10 лет и разъехались навсегда. С отцом отношений не было. Когда выросла и по любви вышла замуж за успешного мужчину, вдруг стала по пустякам цепляться к мужу. Потом – отдаляться, уединяться, закрываться. Вдруг стала совершать поступки, полностью противоречащие системе ценностей мужа – хотя всегда до этого казалась покладистой и с хорошим характером.

В результате отношения были испорчены, муж часто забирал ребенка и куда-либо уезжал на несколько дней.

О. снова оставалась одна, без мужчины и подтверждала свое сценарное убеждение, что муж и отец в семье «сволочь», а она – страдалица и жертва. И подтвердила самое первое в жизни убеждение, что мужчина ей не рад, её отвергает и бросает, куда – то уезжая… Через 7 лет брака супруги развелись.

Было подтверждена следующая часть сценария: супруги/родители расстаются.

3. Женщина жила свою жизнь с убеждением, что мужчины недостойны любви. Что они все «так себе»…Что она успешно и воплотила в поздних отношениях с мужем – он ушел и жил отдельно до конца жизни.

В семье было 4 детей. Все выросли, но – ни один не смог создать счастливых семейных отношений. Сценарное убеждение: «быть счастливым в семье невозможно» было создано для себя каждым из детей. И все – так или иначе, страдали. Как их родители.

Сценарий – это подробный план жизни.

Он имеет ясно обозначенное начало, середину и конец, называемый развязкой, несущей расплату или награду.

Если в конце ждет награда – это сценарий Победителя. Если расплата – Неудачника. Сценарные решения представляют для ребенка наилучшую стратегию выживания в мире, который кажется ребенку враждебным. Но «решения» для себя ребенок принимает без обдумывания, ориентируясь только на свои детские переживаемые чувства.

В дальнейшем во взрослой жизни мы используем те же стратегии, когда переживаем стрессовые ситуации – переезд, развод, смена работы, брак, рождение ребенка, потеря, нестабильность, непредсказуемость ситуации, отсутствие или недостаток ресурсов. Или когда проживаем стресс от общения со статусными и властными (родительскими) фигурами, демонстрируя неадекватное поведение (панику, ужас, ступор, бессилие или тупоумие).

Главная цель сценарного поведения –

добиться любви и внимания со стороны значимых людей, в первую очередь – матери и отца. Во взрослой жизни эта цель сохраняется, только заменяется фигурами супругов или начальников, всех, от кого зависит наше благополучие.

Картинка из жизни.

В кухне – бабушка и отец с 5-летней дочерью. Бабушка предлагает приготовленные ею блюда внучке и зятю. Внучка кивает согласно в ответ, затем смотрит на лицо отца.

Тот выразительно скривился – и внучка отказалась от вкусной еды.

А через несколько минут отец, как обычно, дает девочке тарелку с бутербродами из черного хлеба и паштета.

Так отец нечестным путем, за счет бабушки и дочки, выровнял свою хромающую самооценку.

А у ребенка посеяны семена негативного сценарного отношения к старшим в семье.

Вот если бы отец уважительно согласился поесть всем вместе и поблагодарил – это бы дало возможность ребенку усвоить правильные семейные отношения вместо соперничества за главенство над ребенком. И посеяло бы семена уважительных семейных отношений, что в будущем и дало бы ребенку возможность построить уважительные семейные отношения в собственной семье.

Продолжение статьи – Главная цель жизни – воплощение сценарного решения.

Белова Н.В. – психотерапевт онлайн.

Читайте также: Психотерапия поможет стать счастливее?, Консультация психотерапевта