травмы детства

Детская травма – всякое переживание, которое вызывает непереносимые душевные страдания и/или тревогу у ребенка. Когда обычных защитных мер психики недостаточно, то травма ощущается острая боль (душевная или телесная).

В психотерапии ранней травмы – как ни в какой другой! – важно понимание и сострадание.

Отличительной чертой такой травмы является страх исчезновения «Я» или дезинтеграции.

Эта тревога, угрожающая полным развалом личности, может привести к разрушению человеческой воли, и его духа. Это проявляется позже, иногда через десятилетия, как заболевание.

Такой исход очень важно предотвратить.

Однако, ввиду того, что такого рода травма обычно происходят в раннем детстве, когда еще нет зрелого «ЭГО» и его защит, то организм ребенка использует «вторую линию защит», которые работают в нужном направлении. В психоанализе эти защиты определяются как диссоциативные. Это — расщепление, проективная идентификация, идеализация и обесценивание, трансовые состояния, переключение между разными центрами идентичности, деперсонализация, оцепенение (намбинг) и т.д.

Психоанализом был проделан долгий и сложный путь к пониманию того, что эти примитивные защиты не только являются отличительными признаками разных видов психопатологии, но и мешают нормальной адаптации в дальнейшей жизни пациента.

При воздействии травмы на развивающуюся психику ребенка, происходит фрагментация сознания. При этом разные «кусочки», т.е. фрагментированные части психики далее сцепляются самым причудливым образом.

Самая привычная картина при этом – это регрессия. Одна часть ЭГО возвращается к инфантильному периоду и, одновременно, происходит прогрессия другой части ЭГО, т.е. слишком быстрое взросление, приводящее к адаптации в мире. Часто это «ложное Я».

В этой диаде «прогрессировавшая» часть личности начинает опекать другую, «регрессировавшую» часть.

Далее то, чему предполагалось быть защитой против дальнейшей травматизации, становится камнем преткновения для любых спонтанных проявлений «Я», направленных во внешний мир. Личность выживает, но не может жить творческой жизнью, т.е. ее креативность блокируется. Становится необходимой психотерапия, лучше психоанализ.

Поэтому надо иметь в виду, что психотерапия пациентов, перенесших раннюю травму, очень непростое и небыстрое дело как для пациента, так и для психотерапевта.

Во внутреннем мире пациента с тяжелым «багажом» царствует доброжелательный тиран, который «подглядывает». Задачей этого амбивалентного стража являются: защита уцелевшего духа личности; его изоляция от реальности одновременно.

Он делит страдающий дух на фрагменты (диссоциация), и укрывает и утешает его фантазиями, что выглядит как шизоидное дистанцирование, или оглушает при помощи алкоголя, и/или наркотиков (аддитивное поведение), но они докучают и отнимают надежду на хорошую жизнь в этом мире (депрессия)… «Так я сохраню то, что уцелело от столь рано прервавшегося детства, невинность, которая страдала так рано и так сильно!»

Еще один факт: люди, перенесшие психическую травму, чаще здоровых обнаруживает себя в ситуациях, в которой есть повторная травматизация.

Непереносимые страдания и переживания распределяются по различным отделам психики и тела. Это означает, что зачастую затруднена интеграция обычно единых элементов (например, аффектов и ощущений). Пострадавший зачастую не может передать, что с ним произошло, но опытный психоаналитик может «достучаться» до пациента. Пациент начинает говорить о негативном опыте, а психоаналитик избавляет его от этих страданий.

Человек, переживший что-то неприятное, иногда начинает страдать от соматических ощущений типа астмы, эпилепсии, болей в спине. Сны зачастую агрессивные.

Негативные аффекты, связанные с агрессией, иногда ведут к диссоциации, в то время как состояние покоя и позитивные аффекты интегрируют фрагменты психики и восстанавливают гомеостаз.

Если у ребенка было трудное детство и он не мог сообщать нарциссическим родителям (на фоне Сверх-роскоши) о своих переживаниях, то он «улетает» в мир бессознательных фантазий и подозревает, что в нем какой-то изъян. Это – эмоциональная «нищета» семьи, но это не обязательно так. Иногда ребенку просто не хватает внимания вечно занятых Родителей.

Если у Вас были проблемы в детстве, не стоит расстраиваться, ведь хороший психотерапевт-психоаналитик способен помочь разобраться в себе и восполнить «дефицит», идущий из детства. Его забота и сочувствие, талант и понимание сотворят настоящие чудеса, ведь благодаря психотерапии у многих восстанавливается внутреннее душевное равновесие, гомеостаз, появляются силы для преодоления трудностей, восстанавливается здоровье, память и способность строить гармоничные отношения с Другими.