созависимость, зависимость помощь, лечение зависимостей

Со -зависимость – результат задержки на предыдущей ранней стадии развития. Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок научается быть психологически независимым от своей матери.

Важный навык ребенка – полагаться на свою внутреннюю силу, т.е. заявлять о себе вместо того, чтобы ждать управления от другого человека.

Если ребенок двух-трех лет благополучно проходит эту стадию психологического развития, то у него появляется ощущение своего «Я», он может брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать с другими, сдерживать агрессию, уважать авторитет других, правильно выражать свои чувства словами, эффективно справляться со страхами и тревогой.

В случае, если ребенку что-то помешало благополучно пройти и завершить эту стадию развития (то есть хорошо психологически соединиться с матерью, а затем в 2-3 года отделиться), то развивается «прилипание», со-зависимость, симптомами которой являются:

  • потребность в алкоголе, пище, сексе, работе или других внешних стимуляторах для отвлечения от своих внутренних переживаний;
  • ощущения себя в роли шута или великомученика;
  • неспособность испытывать чувство истинной близости и любви;
  • низкая самооценка;
  • потребность в постоянном одобрении со стороны и поддержке других;
  • трудности в определении психологических границ;
  • ощущение пребывания в ловушке унижающих вас отношений;
  • чувство бессилия что-либо изменить и другие.

Если какие-то симптомы свойственны Вам, не волнуйтесь – это лечится! Но необходимо найти опытного психотерапевта, способного завоевать Ваше доверие и знающего, как Вам можно помочь.

Люди, успешно завершившие эту стадию, в дальнейшем не зависят от людей или от вещей, находящихся вовне. У них есть целостное внутреннее ощущение своей уникальности, четкое представление о своем «Я». Они умеют быть в близких отношениях с другими, не теряя себя как личность. Они умеют обращаться за помощью, когда она им необходима. Они не теряют общего позитивного представления о себе, даже если их критикуют.

Если же эта жизненно важная стадия не завершена, то человек может лишиться полноты ощущений. Это обычно заставляет человека вести очень замкнутую жизнь. В ней преобладают страх, неуверенность, неискренность, низкая самооценка.

Для того, чтобы у человека процесс развития психологической автономности прошел успешно, необходимо, чтобы оба родителя ребенка были психологически автономны и эмоционально грамотны. Ребенку необходима надежная связь с родителями, обеспечение ощущения безопасности, понимание и поддержка.

При со-зависимости поведение взрослого скорее напоминает поведение ребенка, чем взрослой личности. Если Вы зависимы, то Вы:
— ищите внимания и одобрения других людей, чтобы чувствовать себя хорошо;
— делаете все, чтобы угодить другим;
— боитесь ошибиться;
— постоянно ощущаете беспокойство, не зная, почему;
— чувствуете себя погрязшим во взаимоотношениях и другое.
Со-зависимость во взрослых взаимоотношениях возникает тогда, когда два человека ищут и находят в другом то, что (как они думают) отсутствует у него.

И тогда они образуют вдвоем как бы одну целостную личность.

Каждый в этой паре считает, что он сам не способен реализоваться без помощи другого. Но этот симбиоз мешает личностному росту и развитию каждого.

Для выздоровления личности, а значит, ее взросления необходимы ресурсы. Ими может стать индивидуальная терапия или психотерапевтическая группа, плюс надежные отношения с партнером и чтение литературы по теме.

Как же возникает со – зависимость?

Она происходит из отношений в семье в течение первых шести лет жизни ребенка. Если родители в своем детстве не решили проблемы соединения со своими родителями, а в два-три года — отделения, то вряд ли они смогут обеспечить здоровые условия для прохождения этой важной стадии ребенку. И если что-то нарушает завершение любой из этих стадий, то в течение всей жизни человека будут повторяться ситуации, ведущие к завершению этих стадий психологического рождения.
Результат незаконченного соединения или отделения — это и есть со-зависимость. Человек при этом может:

  1. «прилипать» к другим, пытаясь завершить свое соединение, становится привязанным, зависимым, навязчивым или
  2. пытаться завершить автономию и становиться обособленным или
  3. будет ходить по кругу между «прилипанием» и отделением.

Со-зависимость – это кризис развития, но не психическое заболевание и не эмоциональное расстройство.

Развитие человека – непрерывный процесс от рождения до смерти, и, если какая-то стадия развития остается невыполненной и незавершенной, она берется как дополнительный груз в последующие стадии и мешает их выполнению. Если несколько важных задач развития остаются нерешенными, то процесс развития замедляется или останавливается вовсе.

Это может привести к тому, что человек чрезмерно реагирует на каких-то людей и ситуации. «Привязанные» люди вырабатывают для себя вынужденное поведение. Оно призвано успокоить чувство тревоги, свойственное таким людям.

И наоборот, дети, имеющие полную и надежную связь со своими родителями, не боятся исследовать мир и наслаждаться новизной и изменениями в нем. Они открыты, восприимчивы к обучению и к контактам с людьми. Они способны улавливать тонкие интуитивные сигналы. Их поведение естественное и раскованное, они чувствует любовь к миру.

Что требуется детям для отделения, то есть выполнения второй части программы соединения и отделения от своих родителей?

Любящее присутствие отца или матери, или обоих. При этом они проявляют заботу друг о друге и о ребенке, они проникают в чувства друг друга и способны изливать нежность на ребенка.

Без проявления любви и нежности, без обретения чувства безопасности ребенок не сможет установить с родителями прочную связь. Зато если прочная надежная связь состоялась, то отделится от родителей и стать автономным ребенку будет совсем не трудно.

К сожалению, этот кризис развития присущ многим. Поэтому уже во взрослом возрасте хорошо бы завершить незаконченные ранее этапы развития.
Это можно сделать с помощью опытного психотерапевта при участии эмоционально развитого, заботливого и надежного партнера.

Ваш психотерапевт-психоаналитик Белова Н.В..